Язык UML. Руководство пользователя

Структурные отношения


Отношения зависимости и обобщения применяются при моделировании классов, которые находятся на разных уровнях абстракции или имеют различную значимость. Что касается отношения зависимости, один класс зависит от другого, но тот может ничего не "знать" о наличии первого. Когда речь идет об отношении обобщения, класс-потомок наследует своему родителю, но сам родитель о нем не осведомлен. Другими словами, отношения зависимости и обобщения являются односторонними.

Ассоциации предполагают участие равноправных классов. Если между двумя классами установлена ассоциация, то каждый из них каким-то образом зависит от другого, и навигацию можно осуществлять в обоих направлениях. В то время как зависимость - это отношение использования, а обобщение - отношение "является", ассоциации определяют структурный путь, обусловливающий взаимодействие объектов данных классов. По умолчанию ассоциации являются двунаправленными, но вы можете оставить только одно направление (см. главу 10).

Моделирование структурных отношений производится следующим образом:

  • Определите ассоциацию для каждой пары классов, между объектами которых надо будет осуществлять навигацию. Это взгляд на ассоциации с точки зрения данных.
  • Если объекты одного класса должны будут взаимодействовать с объектами другого иначе, чем в качестве параметров операции, следует определить между этими классами ассоциацию. Это взгляд на ассоциации с точки зрения поведения.
  • Для каждой из определенных ассоциаций задайте кратность (особенно если она не равна *, то есть значению по умолчанию) и имена ролей (особенно если это помогает объяснить модель).
  • Если один из классов ассоциации структурно или организационно представляет собой целое в отношении классов на другом конце ассоциации, выглядящих как его части, пометьте такую ассоциацию как агрегирование.

    Как узнать, когда объекты данного класса должны взаимодействовать с объектами другого класса? Для этого рекомендуется воспользоваться CRC-карточка-ми и анализом прецедентов (см.
    главу 16). Эти методы очень помогают при рассмотрении структурных и поведенческих вариантов функционирования системы. Если в результате обнаружится взаимодействие между классами, специфицируйте ассоциацию.

    На рис. 5.10 изображены классы, взятые из вузовской информационной системы. В нижней части диаграммы находятся классы Студент, Курс и Преподаватель. Между классами Студент и Курс существует ассоциация, показывающая, что студенты посещают курсы. Каждый студент может посещать любое число курсов, и на каждый курс может приходить любое количество студентов.


    Рис. 5.10 Структурные отношения

    Аналогичным образом между классами Курс и Преподаватель определена ассоциация, показывающая, что преподаватель читает курс. Для каждого курса должен быть хотя бы один преподаватель, и каждый преподаватель может вести любое количество курсов (в том числе и ни одного).

    Отношения между классом Вуз и классами Студент и Факультет слегка отличаются друг от друга, хотя оба являются отношениями агрегирования. В вузе может быть любое количество студентов (включая ноль), и каждый студент может обучаться в одном или нескольких вузах; вуз может состоять из одного или нескольких факультетов, но каждый факультет принадлежит одному и только одному вузу. Отношение между классами Вуз и Факультет называют композитным агрегированием (см. главу 10). В принципе можно было бы обойтись без отношений агрегирования и использовать простые ассоциации, определяя при этом Вуз как целое, а Студента и Факультет - как его части. Тем самым вы ясно показываете, какой из классов организационно стоит выше остальных. Так, вузы в какой-то степени определяются своими студентами и факультетами. В то же время студенты и факультеты вообще не могут существовать вне связи со своим вузом, и в какой-то мере он формирует их облик.

    Видно также, что между классами Факультет и Преподаватель установлены две ассоциации. Одна из них показывает, что каждый преподаватель работает на одном или нескольких факультетах, и на каждом факультете должен быть по меньшей мере один преподаватель.Здесь мы имеем дело с агрегированием, так как организационно факультеты находятся на более высоком уровне вузовской структуры, чем преподаватели. Другая ассоциация показывает, что каждым факультетом управляет только один преподаватель - декан. Согласно данной модели, преподаватель может быть деканом только одного факультета, причем некоторые преподаватели не являются деканами.

    Примечание: Разрабатывая подобную модель, вы можете обнаружить, что вышеприведенный пример не соответствует вашим условиям. В вузе может не быть факультетов. Деканы не всегда обязаны преподавать, а с другой стороны, встречаются студенты, одновременно работающие преподавателями. Все это не означает, что данная модель неверна, - просто она иллюстрирует один из частных случаев. Нельзя моделировать в отрыве от реальности, и всякая модель зависит от того, как вы собираетесь ее использовать


    Содержание раздела